Форум » НАШЕ ТВОРЧЕСТВО » Как бороться с неформалами? » Ответить

Как бороться с неформалами?

Николай: КАК БОРОТЬСЯ С НЕФОРМАЛАМИ? В связи с недавним случаем каннибализма, приписываемого так называемым «готам», а также незаконному снятию отпечатков пальцев у всех «неформалов», присутствовавших в клубе «Арктика» (Санкт-Петербург), я как юрист и социолог (криминолог) хотел бы сказать следующее. Уход в неформальные молодёжные объединения это форма протеста молодёжи против жизни взрослых и потребность в выработке собственного пути, поиске и осознании себя! Они противопоставляют себя обществу потому, что являют собой как бы альтернативный путь, иной взгляд на пути развития общества и человека. А противопоставление рождается из негативизма, который, в свою очередь, есть реакция молодого человека на лицемерие взрослых и общества в целом, призывающих к добру и любви, а на деле осуществляющих лицемерную политику лжи и насилия к тому, кто не готов подчиниться силе. Это хорошо показано в фильме «Все умрут, а я останусь». Я десять лет занимался изучением неформальных молодёжных объединений, работая в лаборатории проблем молодёжи НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Написал более ста публикаций по проблеме неформалов, из них сорок – научные труды. Моя статья была опубликована в академическом журнале «Социологические исследования»; в книге «Трудные судьбы подростков. Кто виноват?» мною написана глава; результаты проведенных мною опросов среди неформалов переведены в Японии. Было бы ошибочно считать, что в правовом государстве все неформальные объединения или группы захотят приобрести официальный статус. Всегда существовала и будет существовать определенная часть, ни при каких условиях не желающая регистрироваться и тем самым разрушать свою основу. Неформальные молодежные группы подчеркнуто развивают собственную субкультуру, основные черты которой — замкнутость, альтернативность, маргинальность. Это не просто аутсайдеры, это скорее вынужденное аутсайдерство! Я бы хотел привести результаты проведённого мной социологического исследования неформальных молодёжных объединений. Каковы причины ухода в «неформалы»? 43% ответили, что причина внутреннее одиночество и желание найти друзей, 31% — «все надоело», 16% — ссоры с родителями, 11% — конфликты в школе, на работе (с преподавателями, начальством), 10% не верят взрослым и разочарованы в окружающих, 9% протестуют против формализма и лжи, 12% «просто не знали, как жить дальше». Удовлетворены тем, как складывается их жизнь 28% опрошенных «неформалов», 25% не удовлетворены, 36% затруднились ответить, 11% не ответили. Полностью довольны своими отношениями с учителями, с непосредственным начальником — 4%, с отцом — 18%, с матерью — 30%, с друзьями — 65%, самим собой довольны лишь 25%. На вопрос «Отметьте, где Вам удается добиться признания, проявить себя как личность?» ответили, что в учебе, на работе, в общественной жизни, в семье – 10%; в досуге — 21%, среди одноклассников — 19%, среди друзей по группе — 52%. Среди наиболее важных жизненных ценностей 65% назвали верных друзей, 56% — любовь между юношей и девушкой, 39% — уважение окружающих. 44% опрошенных «неформалов» считают, что «неважно, откуда берутся деньги, лишь бы они были», 33% – «без силы в наше время невозможно ничего достичь», 41% опрошенных согласились с суждением «не делай другому того, чего себе не желаешь». Из совершивших преступление в группе, четверть несовершеннолетних находились в состоянии алкогольного опьянения. По нашим данным совсем не употребляют спиртного всего 12%, а 39% употребляют достаточно регулярно. 34% пробовали наркотические и токсические вещества. Готовы попробовать это в группе 14%, если будут настаивать, то еще 5%. Закономерно, что 28% считают выпивку «одной из радостей в жизни», 11% согласны и понюхать и проглотить что-то, лишь бы «поймать кайф». Приверженность к насилию сформирована, с одной стороны, принципами самой группы, с другой — насилием по отношению к подростку в семье. 13% подвергались подобным действиям со стороны отца, 9% — со стороны матери, 49% потерпели от незнакомых ровесников. Склонны разрешать конфликты силой 31%, 20% применят силу после предупреждения. В ответ на словесное оскорбление применят силу сразу — 45%, ответят тем же — 44%. Для того, чтобы пользоваться авторитетом в группе, нужно прежде всего уметь хорошо драться (42%), быть физически сильным (34%), справедливым (34%). Половина неформалов готова использовать различное вооружение в драке с другой группой. При этом выберут нож, кастет или иное холодное оружие 28%, специальное приспособление, которое сам изготовил — 23%, огнестрельное оружие — 6%, баллончик с газом — 10%, взрывающиеся предметы — 4%, 29% назвали палки, колья и т.п. Подросток ищет в группе не только психическую, но и физическую защиту. 52% опрошенных нередко участвуют в драках с другими группами, 36% защищают от них свою территорию. Поэтому при нападении подавляющее большинство (79%), естественно, будет драться, чтобы поддержать «своих». Враждебные отношения с другими группами наблюдаются у 25%. Из опрошенных «неформалов» 47% полагают, что законы существуют сами по себе, а жизнь сама по себе. 39% считают нужным держаться со всеми, даже если действия группы и противоречат закону. Безусловно, часть неформальных групп по месту жительства постепенно перерастает в группы преступные. Но это не означает, что следует все неформальные объединения подростков и молодежи рассматривать как потенциально преступные, даже если уровень их криминогенности достаточно высок. 55% опрошенных «неформалов» ответили — «иногда вместе с группой хулиганим», 40% — «иногда не ночуем дома», 44% — «иногда прогуливаем занятия (работу)», 46% — «если наши девочки хотят мальчиков, то не отказываем им в этом» (!),23% — «не даем спуску всяким там приезжим из республик», 28% — «если что-то "плохо лежит", то берем себе, чтобы не пропало». 32% подвергались приводам в милицию поодиночке, 42% — вместе с группой, 19% взяты на учет. Молодежные группировки существуют и среди животных. Молодые особи, преимущественно мужского пола, объединяются в группы, чтобы противостоять диктату взрослых. Таким образом, появление и существование группировок молодежи есть результат целенаправленной деятельности взрослых по обособлению и отчуждению той части молодых людей, которые ратуют за изменение существующего порядка, претендуя на более значимое положение в социальной структуре. Влиятельные взрослые создают обществу врага в лице непримиримых юношей и девушек, не желающих приспосабливаться к устоявшимся традициям и быть конформистами. Молодые люди, выступающие против лжи и лицемерия, становятся чужаками в своей семье, в школе, в собственной стране, всё более противопоставляя себя обществу и даже вступая с ним в открытый конфликт. Чувствуя невозможность бороться поодиночке, они объединяются в группировки, внушая страх обывателям, что придает подросткам ощущение собственной значимости. Вчерашние подростки еще не поняли и не разобрались, где правда, а где ложь, а потому остро нуждаются в жизненных ориентирах. Это-то и побуждает молодых искать истину, выступая против лицемерия общества, дезориентирующего их в мире. Возникающая агрессивность подростков проистекает от неприятия ими лицемерного общества, которое не может правильно сориентировать молодого человека в жизненной реальности, сохранив при этом его веру в усвоенные в процессе воспитания идеалы. Неприятие всего и вся и возникающие на этой почве конфликты с окружающими у молодых оттого, что, сохраняя привычное уважение к авторитету отцов, юноши и девушки видят, что в жизни нет той правды и той веры, потребность в которой они испытывают. Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется совсем иными законами, нежели те, о которых им рассказывали в школе и дома. Именно неприятие лицемерия взрослых порождает конфликты среди отцов и детей. Желание молодых жить по-своему и иметь свой опыт наталкивается на жесткий контроль со стороны взрослых, которые узаконили свои представления о действительности в форме общественных стереотипов и различных табу. В 60-е годы боролись со стилягами, в 70-е с хиппи, в 80-е с панками, в 90-е с рокерами, в 21 веке – с готами и эмо. История показала, что государство не выиграло в этой борьбе, напоминающей средневековую «охоту на ведьм». Надо не бороться – надо воспитывать! Но, во-первых, непонятно чему воспитывать, когда отсутствуют чёткие нормы общественной нравственности (об этом я писал в статье «Есть ли в России нравственность?»). Во- вторых, воспитатель сам должен быть воспитан (с чем у нас большая проблема). Если в обществе, называющем себя демократическим, съедают человека (не от голода, заметьте!), принудительно и незаконно снимают отпечатки пальцев, то это какой-то неизвестный мне вид демократии. Мы же не аборигены, что съели Кука?! Оставить подростков без внимания — значит отдать их под влияние организованной преступности. Но в то же время смешение различных групп в одно целое под названием «молодежные группировки» и механическая экстраполяция на них методов работы с преступными группами даст только прямо противоположные результаты. Потребность в самореализации и осуществлении собственного предназначения взрывает любую тоталитарную систему, потому что является движущей силой мирового, общественного и личностного развития! О странной судьбе неформала я и написал роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». © Николай Кофырин – Новая Русская Литература P.S. Полностью моя статья «Проблемы изучения неформальных групп молодёжи» опубликована здесь: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/281045.html Моя статья «Есть ли в России нравственность?» здесь – http://kofyrin-nikolay.livejournal.com/39494.html#cutid1 неформалы, готы, Арктика, каннибализм, Петербург, субкультуры, Николай Кофырин, криминогенные группы, преступность, молодёжь, Аркона, социологические исследования, эмо,

Ответов - 0



полная версия страницы