Форум » НАШЕ ТВОРЧЕСТВО » ТАРАС БУЛЬБА - русский патриот или украинский? » Ответить

ТАРАС БУЛЬБА - русский патриот или украинский?

Николай: ТАРАС БУЛЬБА – РУССКИЙ ПАТРИОТ ИЛИ УКРАИНСКИЙ? Фильму «Тарас Бульба» можно поставить твёрдую пятёрку, хотя и без плюса. Заказ на патриотический фильм стоимостью 516 миллионов рублей выполнен на 200%. 700 человек массовки вяло, но сделали своё дело. Я по собственному опыту участия в съёмках американского фильма «Анна Каренина» знаю, как трудно работать с массовкой. Вот только остаётся вопрос: Тарас Бульба патриот русский или украинский? Как известно, все свои произведения Гоголь писал на русском языке, и потому ныне в Украине его произведения изучаются как иностранная литература. Гоголь теперь это русский писатель украинского происхождения. Приватизировать «Тараса Бульбу» пытались многие. Если в России фильм питерского режиссёра украинского происхождения Владимира Бортко это первая экранизация, то на западе экранизаций было много. Пожалуй, самая известная – американский фильм 1962 года режиссера Джей Ли Томпсон с Тони Кертисом и Юлом Бриннер в главных ролях. Гоголь оставил массу вопросов, которые ныне пытаются разрешить политики и деятели культуры. Очевидно, что Тарас Бульба живёт на территории Украйны, называя её русской землёй. Лично я не разделяю русских и украинцев, – для меня это один народ! Нынешние политики, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй», не хотят признавать Украину землёй русской. Кому-то очень хочется поссорить братские славянские народы и заставить их воевать друг с другом, как это было в Югославии. Они нашими смертями прокладывают себе дорогу к власти! Как и четыре века назад, многие считают Московию и Украйну почти уже находящимися в Азии. Как пишет Гоголь: «появление иностранных графов и баронов было в Польше довольно обыкновенно: они часто были завлекаемы единственно любопытством посмотреть этот почти полуазиатский угол Европы: Московию и Украйну они почитали уже находящимися в Азии». Для многих сегодня, как и для еврея Янкеля, «где хорошо, там и родина». - И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? - вскрикнул Бульба. - За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел. Лично мне в фильме понравилась польская актриса Магдалена Мельцаж, исполняющая роль панночки Эльжбеты. А вот Игорь Петренко, на мой взгляд, не смог сыграть любовную страсть к польской красавице, которая и побудила его отказаться от отчизны. Возможно, потому, что не хотел играть предателя. Андрий говорит: «кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Сегодня уже не существует проблемы выбора между любовью к женщине и любовью к родине – все выбирают женщину! Для меня фильм «Тарас Бульба» это фильм о ЛЮБВИ и о СМЕРТИ. Но я его воспринял и как ОТПОВЕДЬ ВОЙНЕ! Для Тараса Бульбы война это образ жизни. - А вы, хлопцы! - продолжал он, оборотившись к своим, - кто из вас хочет умирать своею смертью - не по запечьям и бабьим лежанкам, не пьяными под забором у шинка, подобно всякой падали, а честной, козацкой смертью - всем на одной постеле, как жених с невестою?» Тарас Бульба предлагает воевать с ляхами за веру христианскую, забыв, что ляхи тоже христиане, пусть даже и католики. - Итак, выпьем товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами! Но ведь Христос учил любить врагов своих, а не убивать их! А сколько погибло в результате религиозных войн за веру христианскую?! И ведь враги-поляки тоже христиане! «Такие-то были козаки, захотевшие остаться и отмстить ляхам за верных товарищей и Христову веру! Старый козак Бовдюг захотел также остаться с ними, сказавши: "Теперь не такие мои лета, чтобы гоняться за татарами, а тут есть место, где опочить доброю козацкою смертью. Давно уже просил я у бога, чтобы если придется кончать жизнь, то чтобы кончить ее на войне за святое и христианское дело. Так оно и случилось. Славнейшей кончины уже не будет в другом месте для старого козака". Козаки в глазах панов просто сборище бандитов, набегающих погулять-пограбить. "Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». Но даже польское правительство увидело, что «поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество». После просмотра фильма «Тарас Бульба» я вышел с приятным чувством, что у нас ещё всё-таки не разучились делать хорошее кино. И я советую всем посмотреть этот фильм режиссёра Владимира Бортко, который, безусловно, станет классикой кинематографа, также как «Идиот» и «Мастер и Маргарита». Успех фильма, как всегда, обеспечил подбор актёров, который у Владимира Бортко безошибочен. Вот только в музыке я почувствовал несоответствие: минорные и мажорные тона не соответствуют характеру кадра. Автор музыки к фильму композитор Игорь Корнелюк так это объясняет: «Владимир Бортко грубо перенес фрагменты написанные для одной сцены, в другую часть фильма. Условно говоря, музыка, которая символизировала у меня красное, стала зеленой, и наоборот». Конечно, в каждом фильме не без огрехов (вроде начищенного сапога и блестящего стремени в поле во время битвы). Слова умирающих козаков слишком продолжительны и патетичны для раненого и истекающего кровью. Здесь явная передержка, как и в сцене сожжения Тараса Бульбы. Кажется, Владимир Бортко не устоял перед искушением сделать фильм покровавее, чем «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Показ колотых и резаных ран явно превышает необходимость, также как и количество крови в фильме «Страсти Христовы». Невольно вспомнился фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, где нет такой патетики, таких продолжительных батальных сцен и такого обилия крови, но патриотизма почему-то больше. Лев Толстой говорил, что патриотизм это прибежище для подлецов. Я считаю, что патриотизм это любовь к тому, где ты родился и вырос. «Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!» А почему? Потому что «русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие. Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за все человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира. Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды. Россия спасется духовностью, чем удивит мир; спасет и его и себя!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru Нацизм – это ненависть к чужим, а национализм это любовь к своим. Никакая борьба за веру не может служить оправданием убийству. Никакой патриотизм не может служить оправданием войне! ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ! © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Ответов - 0



полная версия страницы