Форум » СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА » Писатель должен уметь делать всё? » Ответить

Писатель должен уметь делать всё?

Николай: Когда я прочитал в «Российской газете» от 6 июня 2008 года интервью с Дмитрием Быковым, у меня возникло несколько вопросов к уважаемому Писателю. Дмитрий Быков утверждает, что «человек, умеющий писать стихи, в принципе должен уметь написать литературоведческое исследование, статью, памфлет, взять интервью». Я не думаю, что можно требовать от поэта умения собирать информацию для новостной заметки, но что уж точно – нельзя требовать от пишущего памфлеты, умения писать стихи «на случай». Сомневаюсь также, что можно требовать от всякого филолога (а тем более журналиста), умения написать стихи «на случай». Рифмовать, пожалуй, каждый умеет. А вот писать стихи… Писатель может быть журналистом, но вот не всякий журналист может быть писателем. Я знаю не много великих комиков, с блеском исполняющих трагические роли (Чарли Чаплин один из них), но не знаю ни одного актёра трагического плана, с блеском исполняющего комические роли. (Как ни пытался, не смог представить Лоуренса Оливье в комической роли). Что же касается универсальности Александра Сергеевича Пушкина, то я вижу её не в умение быть блестящим памфлетистом, как считает Дмитрий Быков (Дмитрий Быков, как известно, по образованию журналист, а не филолог; хотя у нас только ленивый сейчас не писатель). Я вижу универсальность Пушкина в том, что он в своём творчестве обозначил такие вечные темы, которые до сих пор наша и мировая литература разрабатывает и будет разрабатывать ещё многие годы. Что же касается работы на заказ, то Александр Сергеевич, как известно, говорил следующее. Цитирую по роману-быль "Странник". — "Вообще пишу много про себя, а печатаю поневоле и единственно для денег: охота являться перед публикою, которая Вас не понимает, чтоб четыре дурака ругали потом вас шесть месяцев в своих журналах только что не по матерну. Было время когда литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок". — Однако надо же как-то зарабатывать на хлеб насущный. — "В работе ради хлеба насущного, конечно, нет ничего для меня унизительного; но, привыкнув к независимости, я совершенно не умею писать ради денег; и одна мысль об этом приводит меня в полное бездействие". — Как я вас понимаю! — "Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости". Дмитрий Быков утверждает, что «писать по зову сердца – это тоже до известной степени писать на заказ». Интересно, кто же заказчик в данном случае? Если сердце (в котором, согласно древнеегипетской мифологии, обитает Бог), то понятно. «Я не делаю принципиального различия между заказом и работой для души».(ДБ) Если, Дмитрий Быков на заказ пишет так же, как и по зову сердца, это замечательно; ну а если по зову сердца, как на заказ… «Профессиональная недостаточность стала довольно заметной общей бедой. Это когда человек чего-то не может и считает это своим достоинством». (ДБ) Лично я не считаю своим достоинством неумение чинить автомобили. Но когда могу самостоятельно разобраться в неполадках в компьютере, то испытываю чувство гордости, как и от способности починить унитаз и слив в мойке. А умеет ли Дмитрий Быков делать видеоролики, как научился делать я? Посмотреть можно в моей видеотеке. И не считает ли это своё неумение достоинством Писателя? Я лично не считаю себя писателем (хотя и написал два романа), и не являюсь филологом (Я закончил юридический факультет Ленинградского университета примерно в то же время, что и нынешний президент Дмитрий Медведев). Поэтому не считаю достоинством умение писать «НЕ стихи», как и не считаю достоинством то, что не умею чинить автомобили. Но на гитаре играть научился ещё в юности, когда захотел петь песни Окуджавы. По поводу Окуджавы, вспомнились его слова, сказанные Михаилу Задорнову. «Я недавно смотрел по телевидению выступление одного известного артиста, не помню его фамилию, он читал ваш монолог. Скажите, зачем вы пишете такую дрянь? Ведь когда вы выступаете в наших вечерах, вы читаете неплохие литературные рассказы». Я ответил, что делаю это специально, потому что артисты требуют более примитивных шуток. И за это платят деньги. Вот как только начну получать от них и за их исполнение рублей 200 в месяц, буду сидеть дома и писать только то, что мне хочется. Мне показалось, Окуджава ещё более погрустнел и ответил: «Так не бывает, молодой человек. Я много видел начинающих авторов, небесталанных, которые говорили то же самое: вот сейчас немножко поработаю за деньги, а потом - для души. Но ни один из них так к душе своей и не вернулся. Если вы сейчас же это дело не бросите, никогда из эстрады не выберетесь! Всю жизнь будете писать только за деньги и станете рабом этого дела». Так в чём же состоит достоинство писателя? И что он не должен уметь? © Николай Кофырин – Новая Русская Литература</a>

Ответов - 0



полная версия страницы