Форум » ИНТЕРЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ » РХГА - Размышления православного националиста » Ответить

РХГА - Размышления православного националиста

Николай: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО НАЦИОНАЛИСТА Был приглашён и участвовал в очередном семинаре Русской Христианской Гуманитарной Академии, где Борис Георгиевич Дверницкий представлял свою книгу «Русский человек: размышления православного националиста». Книга спорная, неоднозначная, и, наверное, именно поэтому она вызвала столь горячую дискуссию. Своего мнения я не высказывал. И не со всеми выступающими в данной дискуссии я согласен. Привожу наиболее спорные моменты. Кто заинтересуется, может прослушать полностью аудиозапись дискуссии. Читай далее наиболее острые моменты дискуссии. Сегодня можно говорить о невозвратной потере русскости, эрозии русскости. Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию Понятие человечества ниже онтологически понятия нации, а человек выше понятия нации. Слово «национализм» неоправданно имеет негативные коннотации. Что же может сплотить нас? 1\ Россия не живёт в православии. 2\ И не государство может сплотить нас. 3\ Имперскость – мечта. Новым идеалом должна быть нация и Родина, – таково требование времени. Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других. Национализм – это причастность к своему народу, нации. Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога. Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма. Если у нас нет чувства Родины, то у нас нет и небесной родины. Если нет в человеке чести, то не будет и благочестия. В чём сущностное отличие национализма от нацизма? - Нацизм это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет. В человек три составляющие: тело, душа и дух. Соответственно национализм состоит из: 1\ государственная составляющая 2\ культурная составляющая 3\ сакральная составляющая (вера). Как решается противоречие между космополитизмом христианства и православным национализмом? Должны ли мы сопротивляться глобализации, ведь это объективный процесс? – Нет, если бы глобализация не сопровождалась навязыванием чужих планов… Не плохо быть гражданином мира. Но нужно оставаться при этом гражданином своей родины, своей нации. Если мы такие хорошие, то почему у нас такая тяжёлая история? Благодаря русскому народу и сохраняется русское государство. Православная церковь сейчас это скорее культурный феномен. Христианство мыслится как вненациональное нечто. Но сейчас уже формируется христианский национализм. Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс. Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма. Массовое усреднение, привносимое глобализмом, есть опасность для цивилизации. Задача оправославливания русской националистической стихии это единственная задача с целью получения позитивных плодов для нашего отечества. Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества. В чём заключается русская национальная идентичность? Русский человек идентифицирует себя через русскую культуру. Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими. Русская идентичность заключается не в патриотическом ключе; героический миф есть у любого народа. Если мы не сможем выработать идентичность, то растворимся в других народах. Соединение православия с национализмом это нечто новое. Чисто по физическим анализам Христа не определить среди других людей. Так и русского от нерусского не определить. Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет. Вне симбиоза национальных культур нет христианства. Вопрос о национальной культуре должен опираться на самоидентификацию. Христианство имеет свой потенциал против негативных последствий глобализации. Надо стремиться не к тому, что разобщает людей, а к тому, что объединяет. Нужно стремиться к поиску общечеловеческой идеи. Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога. Церковь это не коллектив святых людей, а сборище грешников, пришедших вымаливать прощение перед Богом. Без православия мы не русские! Надо относиться к русским с позиции их безгрешности, с учётом навешиваемых на нас грехов. Россия в каком-то смысле страна самодостаточная и безгрешная. Почему Россия побеждает в трудные моменты? Потому что русский народ был готов на жертвы ради высшей свободы, ради сохранения своей государственности. Если для рода важно то, что объединяет нас как людей, то для культуры важен вид, разность, различия. Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству. За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас! Своё мнение по данному вопросу я сформулировал в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»: «Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за все человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира. Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды. Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на все, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души. Вот ведь весь мир живет умом, только у нас от ума одно горе, — а все потому, что русский сердцем живет! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера. Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью. Выживать за счет спекуляции — вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу. Мы, русские, все сумасшедшие, потому что не такие нормальные, как вы. В нас менее чем в ком-либо, развит дух прагматизма. Русские — это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причем безо всякой выгоды для себя. Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие. Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. С точки зрения западного обывателя это безумие, но только такое состояние позволяет создавать гениальные творения. Русским все ничего! О чем ни спросишь — все “ничего”. В одном ответе и “да” и “нет”. Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви. Русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя. Россия спасется духовностью, чем удивит мир; спасет и его и себя!» (из романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru Желающие прослушать доклады и дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/XYT0JR Чтобы прослушать в формате MP3, нужно переконвертировать файл - Конвертер – http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe © Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Ответов - 0



полная версия страницы