Форум » ИНТЕРЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ » Философия - любовь или наука? » Ответить

Философия - любовь или наука?

Николай: ФИЛОСОФИЯ – ЛЮБОВЬ ИЛИ НАУКА? Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской Христианской Гуманитарной Академии. Свою книгу «Введение в историю философии» представлял доктор философских наук, профессор, проректор Санкт-Петербургского института Богословия и философии Олег Евгеньевич Иванов. Обсуждение его книги, на мой взгляд, было весьма интересным. А развернувшаяся дискуссия вышла на главный вопрос – что же такое философия. Считается, что термин «философия» ввёл Пифагор (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости. Он объяснил: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине». Буквальное значение слова "философия" = от греч. phileo - люблю + sophia - мудрость, - любовь к мудрости. У древних греков это слово означало "стремление к пониманию", "стремление к знанию", "жажду знания". Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог. Сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и "философия" как любовь (или стремление) к мудрости. «Философос» – это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый; но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней. Специалисты по античной философии полагают, что термин "философия" в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы». Сам докладчик и автор книги О.Е.Иванов определяет философию как СПОСОБНОСТЬ ОДНОМУ УДЕРЖИВАТЬ ВСЁ! (Всё – как все вопросы бытия, одному – как индивидуальному сознанию. Поэтому сколько удерживающих сознаний, столько и философий). «Вопрос, что такое философия, это вопрос, обращённый к тебе». «Философия – это не уединённое пребывание человека в границах своей индивидуальности, а его активный выход вовне, соотношение с миром, притом не отдельными его фрагментами, а с наиболее целостной и глубокой его структурой. Философия, таким образом, выясняет условия и границы человеческой свободы через проникновение в природу человека, его сущность». «Философия – это наука о мире как целом». Я задал ВОПРОС: Есть мнение, будто философия существует только в традиционной форме философских трактатов. Так ли это? Не меняется, и не должна ли меняться сегодня форма философского дискурса с учётом новых коммуникационных возможностей? ОТВЕТ: Философия это всё та же традиционная форма философских текстов, а не роман. Я СПРОСИЛ: Если философия не может быть в форме романа, тогда почему творчество таких писателей как Лев Толстой и Фёдор Достоевский стало во многом основой для русской религиозной философии? По моему мнению, история философия это всё-таки не хронологическое изложение творчества великих философов, а какая-то тенденция, какой-то смысл. Какой же смысл, по вашему мнению, в вашей истории философии? «Христианская философия это деревянное железо»! Философию часто считают вымороченной наукой, а философов людьми не от мира сего. Я ЗАДАЛ ВОПРОС: Философия это наука, которой может заниматься только специалист, закончивший философский факультет, или философия это образ жизни, стиль мышления, мироотношение, доступное всякому стремящемуся к мудрости? ОТВЕТ: Философия – это наука в аристотелевском смысле, как занятие свободных людей. Она уже не слово о мире, а уже сам мир. По мнению докладчика, философия не может быть использована, она всегда непрактична. ВЫСТУПАЮЩИМИ БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ: Без обращения к истории философии сегодня философствовать невозможно. Только на всём объёме классической философии может сегодня основываться свобода духа! По какому критерию можно судить о расцвете или кризисе философии? История философии это не история философских учений, а прима-философия. История философии учит бесконечно оптимистическому взгляду. Окончательной догмы в философии не будет, иначе философия как процесс бесконечного познания остановится и умрёт. Философия понимается как движение вперёд! Главная идея философии – это движение к рационально-логическому знанию о знании, это мета-философия, философия о философии, философия философии! Философия – это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Это опыт ошибок цельного разума личности в его движении к проблемам. Философы в подлинном смысле личностны и проблемны. Определение философии как личного опыта решения проблем, а не как только рационального знания, что захватывает всю личность, а не только разум. В истории философии нельзя вычёркивать ничего: ни марксизм, ни позитивизм. Надо различать, что философ о себе говорит, и что действительно несёт его философия. Философия как образ свободы. Тема свободы и личности в контексте философского опыта. Истина – как граница познания. Самостоятельного значения рационализм и систематика не имеют. Философию философией делает ощущение границы человеческого познания. Опыт границы – вот что составляет философский опыт философа. Без любви нет философии. Любовь делает позитивной не только свободу, но и истину. Любовь становится фокусом самосознания. Историю философии можно строить по высказыванию или по языку её изложения. Сама история философии и есть философия. Аристотель говорил, что начало философии – удивление; а удивление возникает из недоумения. Философия – знание о целом как повод обратиться на себя, к пониманию своей личности и своей свободы. Это интуиция индивидуального опыта истории философии. Конкретизация предмета философии и есть развитие философии. По Гегелю, личность – это наличное бытие Абсолютного Духа. Наука есть наличное бытие Абсолютного Духа. По Аристотелю – сам Бог есть мышление мышления, форма формы. В человеке Господь любит самого себя и познаёт себя. Господь впервые становится в духовной личности человека. Дух любви к ближнему своему и есть подлинное содержание Божественного. Величие философа состоит в специфичности взгляда на вечные вопросы бытия. Философия это не наука, а систематизированное мировоззрение. ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия умирает, когда превращается в науку в худшем смысле этого слова. Для меня философствование это состояние, переживание, мышление, вечный поиск ответа на вечные вопросы, который бесконечен, как бесконечна вселенная. Философия это уже рефлексия по поводу тех откровений, которые приходят чаще всего в форме образов, и которые художник пытается отобразить, а философ расшифровать, сформулировать и понять. Но сегодня философия это уже целая наука, имеющая систематизированные знания, доказательную базу, подготовленных философов в различных университетах на философских факультетах, академические институты. И если философия, по определению Аристотеля, есть занятие свободных людей, то возникает вопрос, что же такое философия: любовь к мудрости (доступная каждому желающему свободному человеку) или философия это наука о мудрости (доступная только подготовленным специалистам)? Вопрос, как вы понимаете, принципиальный. В. И. Вернадский говорил: "Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, "от сохи", которые без всякой другой подготовки оказываются философами" ("Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление". Кн. 2. М, 1977. С. 73). Философия это вечный поиск свободного духа, который пребывает там где хочет? или философия это академическая институция, доступная кругу избранных – посвящённых в звание философа, скованная регламентированными правилами и специфическими постулатами? Философ это тот, кто имеет диплом об окончании философского факультета по специальности «философ», или философ это свободно мыслящий человек, способный ОДИН УДЕРЖИВАТЬ ВСЁ? В кругу людей, профессионально занимающихся философией, этот вопрос кажется неразрешимым. С одной стороны, они признают: сколько удерживающих ВСЁ сознаний, столько и философий. С другой стороны, они не могут отрицать своей профессиональной принадлежности к кругу «избранных», способных как никто другой глубоко судить об истории философии, показывать знание философских текстов, демонстрировать способность к философскому мышлению. Я не считаю себя философом, поскольку не имею диплома об окончании философского факультета. Но как бы на грани между философией и поэтикой, и не хочу сходить с этой грани, жажду балансировать на ней. Есть мнение, что настоящая философия не умирает, а то, что умирает, это не философия. Может ли умереть философия? Как наука, обладающая своими догматами и систематизированной доказательной базой, разумеется, может умереть. Мы это видели на примере марксистко-ленинской философии. А вот как бесконечный процесс познания, разумеется, философия умереть не может никогда. Всякая наука начинается с систематизации и построена на доказательности. Но сколько мы знаем различных философов, учение которых не отличалось систематичностью? Разве тексты Кьеркегора это философия в её классическом понимании? Первое систематизированное учение мы находим у Аристотеля. Поэтому он и считается родоначальником философии как науки. Учение Плотина носило характер разрозненных бесед, которые уже после смерти философа его ученик Порфирий систематизировал в виде «Эннеад». Философия, на мой взгляд, существует в индивидуальных интерпретациях, в которых только и живёт Дух. А когда объявляется, что «учение всесильно, потому что оно верно», это означает смерть данного учения. Когда философия становится «закрытой системой», она перестаёт развиваться, поскольку развиваются только «открытые системы». На мой взгляд, философия это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона. Вряд ли философией можно считать лишь деятельность рацио (ума). Философия это любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает. Любовь это не обязательно обладание, как считал Платон в «Пире». Любовь может быть и самоотдачей, самопожертвованием – любовью Христовой. Любовь может быть и страданием, которое претерпел Христос на кресте. Любовь не обязательно благо. Благом было бы избежать распятия на кресте. Но Христос добровольно принял мученическую смерть из-за любви! Поскольку я себя философом не позиционирую, для меня важно ощущение границы, где философия как наука становится спекулятивной и перестаёт быть философией, и где она ещё продолжает жить в качестве первоначальной поэтической интуиции. Я не желаю сваливаться исключительно в рацио философии, но и не хотел бы жить исключительно поэтической абстракцией, иногда весьма далёкой от действительности. Мне кажется, что философия это состояние души, состояние сознания, не только деятельность ума, но и деятельность всего существа человека. Назначение философии в примирении сознания с действительностью! Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. На мой взгляд, философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа! Если это не так, то означает ли, что философы обладают собственным источником (каналом) знания? Надо помнить, что первоначальные «философские» тексты существовали в форме поэтических гимнов, также как и религиозные откровения. Что более доходчиво воспринимается: произведение искусства или философский трактат? Если бы Гегель решил выразить свою мысль художественно-поэтическим образом, она более адекватно выражала бы его интуицию и была более адекватно воспринимаема? Есть мнение, что философ, если он настоящий философ, то должен говорить непонятно для масс. Я же считаю, что подлинный философ исповедует истину, которая понятна для всех. Гениальное просто! Есть мнение, что настоящий философ должен нести истину людям. Я же считаю, что философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние. Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться. А уж потом, если она будет воспринята другими, … Считается, что задача философа постигнуть истину. И потому всё, что он изрекает, есть постижение Истины. Я же не претендую на истину в последней инстанции, и всегда оговариваюсь, что моё мнение это лишь ограниченное субъективное видение. Истина, возможно, имеет множество смыслов, и каждый понимает её по-своему, в меру особенности своего восприятия. Я сторонник экзотерического знания – открытого для всех, хотя и не для всех понятного. Пифагор исповедовал философию для посвящённых, сделав свою школу закрытой для любопытствующих, на манер тайного ордена. Платон, напротив, сделал свою школу открытой для всех желающих и способных к философии. И потому Академия просуществовала почти 700 лет. Итак, философия – это любовь к мудрости или наука о мудрости? Вся история человечества не в состоянии вместиться в одну жизнь. Но даже то, что укладывается в рамки моего краткого жизненного отрезка, вполне достаточно, чтобы, соотнеся свои обобщения с чужими взглядами на историю, увидеть и выделить главное, повторяющееся, вечное — что было, есть и будет. Главным здесь является не чья-то философия истории, а история и философия своей собственной жизни. Когда я пользуюсь чужим знанием, это каждый раз эксперимент. Но чаще непосредственным руководством к действию служит собственный, пусть даже ограниченный опыт. Это лишний раз доказывает, что он важнее чужих правильных наставлений. Поэтому додуматься самому до извечной мудрости гораздо важнее, чем пытаться вычитать её в чьей-то книге». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru Кто хочет прослушать дискуссию, может скачать аудиофайл в формате dvf (два с половиной часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/KB20PX Чтобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe Плагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html P.S. Читайте и смотрите в моём дневнике дискуссии в Русской Христианской Гуманитарной академии. © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Ответов - 0



полная версия страницы