Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ФИЛФАКА СПбГУ » Тем временем = Массовая культура » Ответить

Тем временем = Массовая культура

Странник: Из передачи «Тем временем» 29 января 2007 года. Архангельский - «Высокий средний уровень без права стать великим» Мостовой Петр Петрович: Общество потребления - это общество, в котором потребление не вполне мотивировано естественными потребностями. Массовая культура является следствием общества потребления. Сегодня происходит усреднение культуры. Продукт массовой культуры принципиальная однодневка. Чтобы продать новое, нужно, чтобы старое быстро умирало. Поэтому часть «нетленки» уменьшается. Сегодня сам рыночный механизм настроен так, чтобы не выживало ни что. Чтобы сразу забывалось и освобождалось пространство для всё новых. Механизмы, существующие в массовой культуре поощряют нечто среднее. Не поощряется ни гениальность, ни полная серость. Поощряет только ту серость, что отвечает запросам потребителя. Никто не задумывается над теми последствиями, который сегодняшний контекст создаёт для ближайшего следующего поколения. Уже люди разных поколений не находят общий язык. Поскольку массовая культура обращена почти ко всем, она бедна содержанием, а всё реальное содержание куда-то разъезжается в субкультуры различных сообществ. Рыночный успех начинает восприниматься как синоним успеха жизненного вообще. Вся эта машина внушает людям именно такое отношение к жизни. Поскольку сегодня главная цель с точки зрения продавцов и производителей товаров это потребление, без денег это потребление не может осуществляться. То деньги и есть общий знаменатель всех жизненных усилий. Массовая культура не предлагает выработать отношение к каким-то жизненно важным вещам, не к действиям, которые влияют на окружающий мир, и в том числе на тебя самого, а ко всем этим внешним примочкам. Потому что эти примочки и есть тот главный транспорт всего этого безобразия в подсознание. Тимур Кибиров (поэт) В моей юности (40 лет назад) существовали более страшные механизмы. И если бы интеллектуалы тогдашние так спокойно бы отнеслись к стандартизации и вымыванию смыслов, то может быть, и в нашей семье не было бы интеллигентов. Как говорил Оруэл: «всякое искусство – пропаганда, но не всякая пропаганда – искусство».Для меня гораздо важнее не уровень сложности сейчас художественного текста, а ровно то, что именно он пропагандирует! Татьяна Малкина (главный редактор журнала «Отечественные записки») Людей не надо уговаривать купить мерзкое массовое пойло, чтиво, потому что они сами покупают. Высокое, настоящее, то самое, что формирует человека, заставляет его задуматься о главных смыслах, что лепит его душу бессмертную, - с этим как раз проблема. На это нету спроса. Что надо сделать, чтобы возник слой людей культурных, высокообразованных, с тонким вкусом, которые не смогут превращаться в объект рыночных манипуляций. Андрон Кончаловский (кинорежиссёр) Всё связано с деньгами. В западной культуре победила гонка за новизной. Современная западная культура подменила художественную ценность рыночной стоимостью. В чём проблема западного искусства? Во-первых, утилитарность: что не продаётся – то не искусство. Во-вторых, рост материального благосостояния намного обогнал потребность в духовном росте. Аккумулятивная способность науки не ведёт к аккумулятивной способности этики. Проблема массовой культуры – желание заработать максимальное количество цифр (денег). Налицо явное снижение уровня культуры. Чем массовей, тем мельче. Психология художника, работающего на заказ, это психология «да». Это то самое прогибание под заказчика, у которого очень много денег. Поэтому проституирование индивидуальности не считается зазорным. Сегодня успех важнее. При этом абсолютно не важно, как ты эти деньги заработал. Когда Горький носился с идеей народного театра, Чехов сказал: не нужно опускать театр до народа, нужно народ поднимать до театра! Музыкант – это не профессия, как и писатель – не профессия. Потому что бывает писатель массовой культуры и другие. То же самое и в кино. Это абсолютно разные профессии: делать для массового зрителя или пытаться приподняться и увидеть Бога. Чтобы продать как можно больше, мы пытаемся приспособиться к максимально низкому уровню требовательности. Постмодернизм оторвал сознательно от своих корней. Главная проблема человечества в том, что падает сам принцип этики. Свобода личности становится выше чем обязанности её. Чем больше увеличивается выбор, тем труднее человеку ориентироваться в этом. Чем больше выбор, тем меньше информации. Государство должно пытаться использовать массовую культуру именно для того, чтобы создать того зрителя, которому нужно высокое. Потому что массовый зритель не знает, к чему стремится. Большой художник сегодня, как и вчера, всегда имеет нравственный идеал. Без нравственного идеала нет и культуры. Массовая культура не имеет высокого идеала. Как только массовая культура получает нравственный идеал, она получает шедевр!

Ответов - 0



полная версия страницы