Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ФИЛФАКА СПбГУ » ИНТЕРНЕТ И ЛИТЕРАТУРА » Ответить

ИНТЕРНЕТ И ЛИТЕРАТУРА

Николай: ИНТЕРНЕТ И ЛИТЕРАТУРА Участвовал в очередном заседании дискуссионного клуба филологического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета «Современность сквозь призму литературы» (ведущий Георгий Медведев). Обсуждалась проблема «Интернет и современный литературный процесс». Выступил писатель Александр Житинский. Он рассказал об опыте своего издательства «Геликон плюс». Александр Николаевич находит интересных авторов, в частности через Живой Журнал, и предлагает им издать свои произведения в печатном виде ограниченным тиражом, хотя бы даже в одном экземпляре. Этот опыт является самым передовым. Читатель получает бумажное издание заинтересовавшей его книги в считанные дни, а то и часы. Александр Николаевич полагает, что необходима и печатная книга, и литература в интернете. На мой взгляд, сегодня наряду с печатной литературой существует новый феномен – интернет-литература. Это современный «андеграунд». Именно там рождаются новые уникальные таланты. Интернет-литература присутствует в общественной жизни как самодостаточное явление наряду с официально признанной бумажной литературой. Это два разных явлений, которые пересекаются, но никогда не совместятся. Интернет-литература – это «бомба» в «обойме» официально признанных авторов! Некоторые авторы интернет-литературы никогда не захотят печататься. Они творят бескорыстно, не ради тиражей и гонораров, а ради понимания; они не требуют отчислений за каждую электронную публикацию, как некоторые «звёздные» авторы из официально признанной «обоймы». Да, авторы интернет-литературы не профессионалы, – но в этом их преимущество перед авторами из «обоймы». Пока что «обойма» не хочет признавать интернет-литературу, как в своё время члены союза писателей не признавали авторов «андеграунда». Но недалеко то время, когда кризис сделает невыгодным массовое книгопечатанье, и тогда наконец победит бесплатная, всем и всегда доступная интернет-литература. Писатель Александр Житинский полагает, что издавать книги нужно такими тиражами, которые продаются и прочитываются. Бывает, что чем хуже книжка, тем больше читателей у неё находится. Мой вопрос к Александру Житинскому состоял в следующем. Сегодня существует две тенденции в литературе: официальная (печатная) и литература в Интернете. Какая литература является более истинной с точки зрения соответствия духу времени и перспективам развития? Ведь не секрет, что печатная литература почти монополизирована ведущими издательствами, которые создали ещё и сеть своих книжных магазинов. Причём в своих книжных магазинах они торгуют только своей продукцией. Чтобы человеку издаться, нужно продаться издательству, что называется «с потрохами», то есть подписать «кабальный» издательский договор с передачей всех исключительных прав. Таким образом, книга превращается в продукт, который издательство может использовать по своему усмотрению без учёта мнения автора. А.Н.Житинский ответил косвенно, согласившись, что рок-культура 70-80-х годов прошлого века не была официально признана и даже была частично запрещена, однако именно в ней проросли такие будущие таланты как Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой и другие. Также Александр Житинский согласится, что современный копирайт (авторское право) является тормозом на пути книгоиздания и книгораспространения. Мне приятно было услышать, что Александр Николаевич разделяет мою позицию: в электронных библиотеках должны находиться в свободном доступе все печатные издания! А то ведь некоторые писатели требуют денежных отчислений не только с печатного тиража, но и с каждого экземпляра электронного издания. Я бы хотел также отметить, что Интернет как новое средство коммуникации меняет мышление. «Наши письменные принадлежности участвуют в формировании наших мыслей». В своё время печатная машинка изменила стиль Фридриха Ницше (и не только его). Изложение стало более афористичным, телеграфным. Лично я пользуюсь компьютером только при редактировании написанного. Основное же пишу ручкой на бумаге. Причем выражение мыслей часто зависит от качества ручки и от качества бумаги, а не только от эмоционального состояния и положения в пространстве (например, в ванне или на природе). «Мы не только то, что мы читаем, но и как мы читаем»! Стиль чтения в Интернете быстрый, ознакомительный, поверхностный и потому малоэффективный. При чтении в Интернете уменьшается возможность концентрироваться и созерцать, собственно мыслить. Общение сводится к обмену репликами, хохмами, приколами. Вдумчивое длительное чтение практически невозможно. Соответственно, и мышление становится отрывистым, беглым. Пост это уже не статья. А смайлы всё более вытесняют трудность выражения чувств словами. Я всегда не просто читал книгу, а прорабатывал её – в процессе чтения у меня возникали собственные идеи, ассоциации, мысли. Глубокое чтение приводило к глубокому размышлению. В Интернете это почти невозможно. В Интернете мы не столько читаем, сколько знакомимся с информацией. И это формирует определённую специфику восприятия и усвоения текста, вплоть до изменения работы мозга. Причём, часто эта информация представляет собой лавину, в которой отыскать смысл совершенно невозможно. Внимание сосредотачивается на заголовках, аннотациях, текст прочитывается по диагонали. На экране монитора часто мигает сразу несколько текстов и картинок, мешая сосредоточиться на прочтении интересующего текста. Внимание становится рассеянным. Нетрудно заметить, что развивать рассеянное внимание экономически выгодно для владельцев Интернет-ресурсов – они получают больше возможностей для размещения платной рекламы. С помощью информации происходит манипулирование сознанием. Прочитал как-то в Интернете, что компьютер влияет на изменение мозга, перепрограммирует нас. Интернет влияет на когнитивные способности человека. Не задействуется способность интерпретировать текст, создавать богатые ментальные ассоциативные связи. В своё время Сократ сожалел о развитии письменности. По его мнению, это приводит к тому, что люди много знают, но перестают при этом понимать то, что знают, – многознание не есть мудрость! Философ А.Г.Дугин на недавней конференции «Дни петербургской философии 2008» говорил о том, человек информационного общества владеет информацией, но не владеет её смыслом. Информация – это знание, лишённое смысла. Информационный человек исчезает из культуры. Но как и в любом явлении, здесь есть свои положительные стороны. Особенности чтения в Интернете требуют писать лаконично, выражаться чётче и конкретнее. Поэтому я пишу абзацами не более двух страниц, сопровождая текст видеороликом по теме поста. Известно, что самое главное можно сказать (и показать) не более чем за десять минут. Я некоторое время сотрудничал сразу с несколькими газетами и журналами, и освоил приёмы журналистики. Всем известно, что чтение с экрана затруднительно – глаза устают. Экран монитора предназначен скорее для видео, чем для прочтения больших текстов. На смену тексту всё более приходит видео. А вот уметь выразить в видеоконтенте свои мысли значительно труднее, и владеют этим немногие. 3-5 минутный видеоролик могут просмотреть за день от тысячи до пяти тысяч человек и более. У меня были случаи, когда мой видеоролик за день просмотрели почти пять тысяч человек! Видеоролик обладает несомненными преимуществами перед тексом. Во-первых, смотреть гораздо приятнее и легче, чем читать текст. Во-вторых, видеоролик позволяет более объёмно выразить не только свои мысли, но и чувства через изображение и музыку. А если в ролике используются ещё и спецэффекты, то это делает послание ещё более впечатляющим. Уверен, будущее за видеоконтентом! Лично я уже освоил эту технологию, и практически каждый пост сопровождаю видеороликом, что делает текст статьи более убедительным. Но не скажу, что время больших текстов прошло. Я вижу как бы две тенденции: первая – лаконичные видеопослания в Интернете, и вторая – большие тексты напечатанных романов, которые позволяют погрузиться в мир автора и создавать вместе с ним работой собственного воображения как бы новые общие смыслы. Известно, что кино навязывает зрителю авторское воображение, тогда как книга развивает у читателя собственное. Он как бы сам достраивает и представляет то, что писатель пытается ему передать с помощью слов. Но это уже не образы автора, это смыслообразы читателя. Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я. Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru Желающие прослушать доклады и дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/A0PBIG Чтобы прослушать в формате MP3, нужно переконвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe ИНТЕРНЕТ – это инкубатор новой русской литературы! © Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Ответов - 0



полная версия страницы