Форум » ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ФИЛФАКА СПбГУ » Деревенская проза и русская идея » Ответить

Деревенская проза и русская идея

Николай: Дискуссионный клуб "Современность сквозь призму литературы" Дискуссия на тему: «Деревенская проза и русская идея» (к 75 - летию В.И. Белова) В дискуссии участвуют филологи, философы, преподаватели, литераторы: проф., д.ф.н. А.О. Большев, проф., д.ф.н. В.И. Коньков, проф., д.ф.н. А.Л. Казин, доц., к.ф.н. А.К Секацкий и другие. 4 декабря, вторник, 17:30 Филологический факультет СПбГУ Кинозал (во дворе направо) Университетская наб., д. 11 Приглашаются все заинтересованные лица ВХОД СВОБОДНЫЙ Куратор и ведущий: Медведев Георгий Павлович д.тел.: 776-80-90 e-mail: geormed@GM11635.spb.edu

Ответов - 1

Николай: Состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба «Современность сквозь призму литературы» филологического факультета СПбГУ на тему «Деревенская проза» и «русская идея», посвящённое 75-летию писателя Василия Белова. В дискуссии принимали участие филологи, философы, социологи и даже математики. Основные идеи выступающих можно свести к следующему: 1\ «Деревенская проза» - название условное. Это традиционалистская форма, как светская форма православия. 2\ Во время чтения этой литературы («деревенской прозы») происходит переживание написанного, и во время этого переживания становишься человеком! 3\ Русская философия, русское искусство, русская литература – это одно и то же. 4\ Правда – центральная категория русского сознания, которая избегает формулировки. 5\ Русская жизнь делит мир не на три мира, как это в западном мировосприятии (верхний – Божественный, затем нижний, и средний – человеческий, гуманистический) в России только два мира – Божественный и нижний. Отсюда из-за соприкосновения этих двух миров постоянно «искрит» в нашей истории и в нашей действительности. 6\ Варварство во всём мире наступает. И отпор может дать только культура. 7\ «Русская идея» - это те смысловые энергии, которыми мы живём. Кофырин Н.В. - Русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости, с одной стороны, и представлением о бессмертии, с другой стороны. С точки зрения проявления жизненной необходимости, русская идея сформирована всей историей русского народа, в котором одно из главных было выживание русской нации и обретение её целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе. Тогда как в европейской культуре ценность индивидуальности превалирует над ценностью общности и государства, проявлением азиатской принадлежности русской нации является превалирование ценности общности над ценностью индивидуальности. Отсюда второе положение «русской идеи» о необходимом самопожертвовании личности ради светлого будущего всего народа. Третья составляющая «русской идеи» состоит в ожидания пришествия царства Божия и построения справедливого общества на земле. Русскому мировоззрению было характерно сомнение относительно богатства, основательного устройства жизни и быта, а земная жизнь представлялась как путь странничества и бегства от мира. Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти (бессмертии). То или иное представление о смерти формирует определённый тип культуры. Жизнь напрямую связана с бессмертием. Представление о смерти, о послесмертии и существовании жизни после смерти, о формах этого существования оказывают пусть не напрямую, но воздействие на существование земное. Является ли земная жизнь самоцелью, либо лишь приуготовлением к переходу в вечное существование? В таком подходе находит объяснение и оправдание земные страдания, – они нужны ради совершенствования души для перехода в вечное существование. Нужно ли копить блага земные, отдавая все силы души и тела участию в обществе потребления, или ограничиться в материальном потреблении, чтобы посвятить все свои силы совершенствованию души? Если жизнь после смерти есть, то следует выбирать путь совершенствия души. Если же не верить в бессмертие души, то и заботиться о ней нечего. Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие. Таким образом, налицо противоречие между обществом потребления и духовностью общества. Если западное (католическое и протестантское) мировоззрение предполагает наличие «чистилища», а значит, возможности спасения через совершение «добрых дел», а материальное преуспевание рассматривается как проявление благодати Божией, то в нашем мировоззрении спасение души достигается бегством от мира, неучастием в делах общества и государства, сомнением в благости богатства. Никогда в русском мировоззрении богатство не было проявлением благодати, скорее наоборот. В сегодняшнем диалоге культур актуальным, на мой взгляд, является лишь положение русской идеи о том, что спастись можно только вместе. Желающие прослушать аудиозапись дискуссии, могут скачать аудиофайл в формате dvf по указанной ссылке для скачивания http://depositfiles.com/files/2598410



полная версия страницы